История развития автогудронаторов в СССР

Использовавшиеся средства механизации во время развития молодой Советской Республики требовали обновления. Для того чтобы поддерживать великие стройки социализма, необходимо было использовать исключительно современные и более производительные машины. Примерно в 1930 году случился прорыв в сфере производства дорожных автомобильных машин и с тех пор, данная отрасль исключительно развивается. Именно в том году, начал свою работу завод «Дормаштрест». Проектированием специальной техники занимались специалисты из Центрального научно-исследовательского института. Благодаря их работе, советские специалисты узнали, что такое автогудронатор и смогли увидеть его своими глазами.

Рождение на свет первого автогудронатора

Своеобразный «день рождения» пришёлся на 1934 год, а местом появления на свет первого советского автогудронатора стал Кременчугский машиностроительный завод, который позднее переименовали в Кременчугский завод дорожных машин. Инновационную разработку решили продемонстрировать 1 мая 1934 года, когда жители СССР отмечали первомай. Тот гудронатор назывался Д-141, был построен на основе грузового автомобиля ЗИС-5 и оснащён цистерной ёмкостью 3 кубических метра. За следующие месяцы было выпущено ещё пять гудронаторов, что являлось большим успехом для всех инженеров, специалистов и рабочих. К апрелю следующего года было выпущено ещё семь гудронаторов, которые активно использовались на стройках пятилетке в крупнейших городах страны.

Что из себя представлял первый гудронатор в СССР?

Базовое шасси оснащалось цистерной, которую утепляли матами, сделанным из специального стеклянного войлока. Для того чтобы подогревать битум задействовались жаровые трубы, к которым подключались специальные керосиновые форсунки. С помощью установленного насоса перекачивался связующий элемент, а также продувались коммуникации. Названная силовая установка функционировала благодаря базовому мотору машины. Битум разливался с помощью дистрибьютора, а также ручного сопла. Оба инструмента позволяли разливать битум на ширину от 3 до 7 метров.

В довоенное время, можно было купить другой интересный экземпляр, который оказался не таким востребованным, как предыдущий. Речь идёт о автогудронаторе «Комсомолец», который работал на базе грузового автомобиля ЯГ-6. Ключевое отличие заключалось в использовании отдельного автономного бензинового мотора ГАЗ-МК (мощность – 30 л.с), который располагался на отдельной раме и приводил в действие рабочее оборудование. Благодаря этому решению, разлив битума не зависел от движения автомобиля.

Вообще, до войны изготовление подобных машин не могло похвастать разительными объёмами. За 1940 год, выпущено всего 30 подобных машин, а значит новый аппарат выходил каждые две недели (чуть чаще). После войны, в нормальное состояние Кременчугский завод, на время переносившийся в Курган, был возвращён лишь в 1946 году. За тот календарный отрезок была осуществлена продажа более чем 70 автогудронаторов. Но даже этого катастрофически не хватало и дорожным работникам приходилось приспосабливать для собственных нужд самые разные средства.

В наше время всё изменилось и теперь можно приобрести гудронаторы на базе:

  • КамАЗ;
  • ЗиЛ;
  • ГАЗ и т.д.

Количество техники так велико, можно отыскать Б/У агрегаты в отличном состоянии, а можно оформить лизинг и пользоваться новой специальной техникой. Самое приятное в таком большом ассортименте то, что цена агрегатов остаётся максимально приемлемой.